Warning: pg_connect() [function.pg-connect]: Unable to connect to PostgreSQL server: could not translate host name "foto.psql" to address: Name or service not known in /home/klen/htdocs/index.php3 on line 10
klax.tula.ru

klax.tula.ru

[ Регистрация ] [ Список пользователей ] [ Правила ] [ Вход для пользователей ] [ Администратор ]

К списку фотоисторий

Маленькое путешествие из Дубны в Петербург

Полная версия
Автор: a_krasnobaeva (Анна Краснобаева)
Дата размещения: 13.12.2008
Дата события: 02.11.2008

Как изменилось транспортное сообщение, каким оно стало удобным, быстрым, комфортным (особенно в сравнении с путешествием Радищева в тряском экипаже). Из дубенского автобуса - пересадка в столичный и почти без паузы - отправление в Москву. Ну не чудо ли - через 2 часа 10 минут - метро Анино. Да что описания этого великолепного повествователя - самой еще помнится маленький автобус, окутанный облаками пыли, пробирающийся среди полей по грунтовой разбитой дороге более трех часов от Дубны до Тулы. А еще паровозик, ходивший по узкоколейке от Ханино до Тулы, останавливающийся на крохотных станциях со старинными названиями Веригино, Бредихино, Труфаново, Рвы, где ждали пассажиров местные женщины с кульками ягод для продажи. Поезд из нескольких вагонов, (так называемая кукушка), шел среди цветущих лугов на подъеме так медленно, что можно было успеть нарвать цветов и с бьющимся сердцем вскочить на подножку вагона. Какие времена прошли!

Москва - город контрастов. Сверкают здания и витрины, несутся с огромной скоростью блестящие дорогие автомобили, и прямо на площади с точеными, уходящими в ночное небо подсвеченными башенками вокзалов, спят похожие на страшных огромных гусениц, закутанные в грязные тряпки бомжи. Вот на гранитном парапете ряд спившихся, с одинаковыми безразличными лицами людей. А напротив несколько десятков гастарбайтеров предлагают свои услуги. Эту вокзальную грязь видят вместе с нами передвигающиеся группами по своим маршрутам, говорящие на неведомых мне языках туристы. У нас тоже есть свой маршрут, и ночной поезд уже стоит на перроне.

В Санкт-Петербург (тогда Ленинград) я впервые попала уже взрослой студенткой в далекие 70-е годы. Город вошел в душу необычной красотой архитектуры, бесчисленными мостами и мостиками, каналами и речками и, конечно, Невой - медленной, тяжелой, с серой, а то и свинцовой водой (была ранняя, пасмурная весна), с изумительной красоты зданиями на берегах. И постоянный ветер - плотный, теплый, влажный. Потом пришлось даже пожить в этом городе некоторое время по семейным обстоятельствам, скитаться по чужим квартирам. Время, целиком посвященное тяжелому быту и воспитанию маленького сына, вспоминается совсем в другом ключе - пригороды, деревянные, мрачные двухэтажные дома, печка с безнадежно засорившимся дымоходом сложной конструкции, вода из колонки, подвыпивший старик-хозяин, поющий песни за стенкой, шум электропоездов в сторону Ораниенбаума, корюшка, продающаяся у каждого столба во время нереста (рыбка пахла свежими огурцами). Этот город вернулся ко мне в прежнем облике гораздо позже, когда приехала в Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации. Все свободное время я посвятила экскурсиям, театрам, бесконечным прогулкам по городу. А вот мечта о речной прогулке исполнилась только в начале ноября этого года.

Петербург встречает нас неожиданно ярким солнцем. Холодно, ветрено. Сияют купола храмов, блестит речная вода. Мечтали о прогулке на катере по каналам и рекам - и вот слышим, как через рупор экскурсовод приглашает любителей водных путешествий. В черте Санкт-Петербурга находится множество (примерно 93) рек, рукавов, протоков, каналов общей длиной около 300 км и около 100 водоемов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто почти 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных, поэтому этот город так часто называют Северной Венецией.

Белый маленький катерок всего с несколькими местами для пассажиров ждет нас у Казанского моста на Невском проспекте, рулевой предлагает теплые пледы, чтобы мы не замерзли. Отплываем! Наш маршрут: канал Грибоедова - Мойка - Зимняя канавка - Нева - Фонтанка - Мойка - канал Грибоедова. Длина канала составляет 5 км, ширина - 32 м, начало он берет от реки Мойки у Марсова поля и впадает в Фонтанку. Мы плывем к началу канала. Впереди Итальянский мост (сооружен в 1896 году на месте яличного перевоза, заново построен в 1955 году, длина его 21 метр, ширина - З метра), он тоненький и ажурный. В воде отражается храм Воскресения Христова, часто называемый Спас-на-Крови. Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Проект выполнен в русском стиле с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек, его шатер возносится на 83 метра. Подплываем ближе, и вот купола сверкают в синем небе прямо над нами. На другой день мы вернемся сюда, чтобы полюбоваться этим памятником русского мозаичного искусства еще раз и осмотреть его внутреннее убранство.

Прямо напротив храма перекинут через канал Новоконюшенный мост, который является продолжением Конюшенной площади и одновременно площади перед этим собором. Однопролетный железобетонный мост построен в 1967 году на месте деревянного 1880-х гг. Его длина 21 метр, ширина - 34,4 метра. В начале канала находится Театральный мост, который является лепестком трилистника, образованного вместе с Малым Конюшенным мостом и ложным пешеходным мостом. Длина 23 метра, ширина - 15,5 метра. Сразу за Театральным мостом нас восхищает своей красотой в русском классическом стиле дом Адамини, построенный в 1823-27 гг. Канал Грибоедова для нас заканчивается, и мы выплываем в Мойку. Длина этой реки, берущей начало из Фонтанки, - 4,67 км, ширина - до 40 м, наибольшая глубина - 3,2 м. Считается, что на берегах Мойки в молодом Петербурге строились общественные бани, отсюда и название реки. На самом деле название Мойка восходит к более раннему - Мья, производному от финского слова (грязь, слякоть). Очевидно, речка была так названа потому, что вытекала из Торфяного болота, которое находилось немного южнее Марсова поля.

Рядом с домом Адамини - Круглый рынок арх. Кваренги 1785-1790 годов постройки. Известно, что этим рынком часто пользовалась в свое время семья Пушкина. Впереди - Большой Конюшенный мост (Название моста произошло от здания Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу реки Мойки, 44), справа виден массивный 2-й Зимний мост, являющийся частью набережной Мойки, под которым начинается Зимняя канавка, а дальше по течению Мойки - Певческий мост на фоне бывшего здания Министерства иностранных дел - еще один мост-площадь в исторической части города. Один из старейших мостов Санкт-Петербурга обрел свою вторую жизнь после реставрации, является частью пешеходной зоны в сердце Петербурга и очень востребован туристами и транспортом. Hынешняя длина Певческого моста составляет 24 метра, а ширина - 72 метра! За этим мостом начинается старейшая и самая богатая историческими воспоминаниями часть набережных Мойки. С левой стороны мемориальный музей Пушкина на Набережной Мойки,12 (дом графини Волконской, куда привезли Пушкина умирать после дуэли) напоминает о русском гении поэзии и нашей огромной национальной потере. На противоположном берегу зеленое здание с белыми пилястрами - это дворец графа Аракчеева, всемогущего военного министра при Александре I (арх. Ф.И.Демерцов). Слева направо: Круглый рынок; Конюшенный мост; вдали 2-й Зимний мост и дворец графа Аракчеева; Певческий мост;

Но нам направо, и, не доходя до Певческого, мы поворачиваем в Зимнюю канавку под каменный 2-й Зимний мост (построен лишь в 1964 году на месте наплавного моста 1933 года строения, позже (1940) - деревянного, повторяет внешний облик старинного 1-го Зимнего моста). Плывем по Зимней Канавке (канал, соединяющий Большую Неву и Мойку в районе Зимнего дворца, прорыт в 1718-1719 гг., длина 228 метров (один из самых коротких в городе каналов), ширина около 20 м, одет в гранитные берега). Проплываем под 1-ым Зимним мостом (сохранился с XVIII века без каких-либо переделок. Ограждение моста - сплошные гранитные парапеты). Особую живописность Зимней канавке придает арка, соединяющая здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра (построена в 1780-е гг. архитектором Ю. М. Фельтеном). Водный путь стремительно ведет нас под двумя Зимними мостами к Эрмитажному (построен одновременно с гранитными набережными Б. Невы в 1763-66 на месте существовавшего здесь с 1718-20 разводного деревянного моста и расположен по Дворцовой набережной. Длина моста 22,1 м, ширина - 15,2 м). Слева направо: 1-й Зимний мост; арка и выход в Неву; набережная Зимней канавки;

Я занята съемкой быстро удаляющихся, вкладывающихся зрительно как матрешки один в другой трех мостов Зимней канавки, и внезапное выныривание из-под темного каменного Эрмитажного моста в Неву вызывает почти шок - ощущение другого мира - вне времени и пространства. Есть только огромная темно-синяя река, яркое солнце в фиолетовом небе, холодные брызги невской воды прямо в лицо и безмерная, веками отшлифованная сияющая красота величественных зданий.

Нева - река, соединяющая Ладожское озеро с Финским заливом. В геологическом отношении Нева - одна из самых молодых рек Северо- Запада нашей страны. Ей немногим более четырех тысяч лет. Длина ее - 74 километра. Средняя ширина реки в чертах города около 600 метров, а глубина достигает 24 метров. Позади остаются здания Эрмитажа, слева - Дворцовый мост, соединяющий центральную часть города между Зимним дворцом и Адмиралтейством и Стрелку Васильевского острова. Длина этого моста 260 метров, ширина - 27,8 м. Катер бесстрашно под него ныряет, и мы оказываемся в Большой Неве.

Большая Нева - крупнейший левый рукав дельты Невы. Мимо нас плывут (или мы плывем мимо них?) знаменитые здания Петербурга: Адмиралтейство, на Университетсткой набережной - Академия наук, Кунсткамера, дворец Меньшикова, Академия художеств. Глаза разбегаются! Не дойдя до Благовещенского моста, возвращаемся к Дворцовому. Выныриваем из-под него опять в Неву.

Огибаем Стрелку Васильевского острова (восточная оконечность Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города, пример гармонии архитектуры с пейзажем берегов Невы). Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах. На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Изначально Ростральные колонны высотой в 32 метра служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то здесь торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. В 1957 году сюда проведён газ, по праздникам зажигают факелы в чашах.

Приближаемся к острову Заячий и любуемся Петропавловской крепостью, где у берегов Трубецкого батальона купается на глазах собравшейся публики какой-то бесстрашный человек. Приятный сюрприз - поворачиваем в Кронкверкский пролив между о. Зячьим и Петроградской стороной. Таким образом, нам предстоит проплыть еще под двумя красивейшими мостами - Кронверкским (мост соединяет Заячий остров с Мытнинской набережной и Кронверкским проспектом, длина моста - 57,5 метра, ширина между перилами - 8,8 метров) и Иоанновским (первый наплавной разводной мост появился на Заячем острове в 1703 г., т.е. с образованием Петропавловской крепости. Это был первый мост Петербурга. Через три года его заменили на деревянный подъёмный и назвали Петровский. Иоанновский мост построен на месте первого моста в Санкт-Петербурге. Сегодня по этому воссозданному мосту туристы попадают через Иоанновские ворота (отсюда и название) в Петропавловскую крепость. Современный мост до сих пор опирается на каменные устои старого.

И в какой уж раз выплываем в Неву, чтобы бросить последний взгляд на Петропавловскую крепость, на Васильевский остров и наконец-то вплотную приблизиться к знаменитому Троицкому мосту через Неву (мост соединяет центр Санкт-Петербурга и петроградскую сторону в непосредственной близости от Петропавловской крепости). Длина моста 582 метра, ширина 24 метра. Он огромен, это мост-гигант. Как приятно осознать, что мы взяли и это препятствие и проплыли под его широченной спиной!

Впереди Прачешный мост через Фонтанку, который начинается прямо от парадной решетки Летнего сада. Собственно прямо под ним и начинается река Фонтанка. Это не просто мост - это каменная скульптура, поэзия в камне, которая не может не восхищать. Длина моста 40,9 метра, ширина - 14,3 метра.

Плывем по Фонтанке (пересекает центральную часть города. Длина 6,7 км, ширина до 70 м, наибольшая глубина 3,5 м). Сразу же направо виден Летний дом Петра в Летнем саду. По другую сторону узнаю Соляный городок. Здесь когда-то была верфь, после ее переноса на Выборгскую сторону в 1780-х годах на территории верфи были построены амбары для хранения соли и вина, т.н. Соляной городок.

А вот в речном отражении слились в радостном единении зеленый Пантелеймоновский мост и синее небо. Эти сине-зеленые блики, к моей уже радости, передала камера. (Пантелеймоновский мост пересекает Фонтанку у Летнего сада. Его длина 43 метра, ширина - 23,7 метра).

А теперь мое воображение захватывает вид Нижнего Лебяжьего моста, расположенного по набережной Мойки через Лебяжью канавку. Одно название чего стоит! Длина моста 19,6 м, ширина - 19,9 м., Он основателен, уютен, его каменные массивные опоры тепло освещены солнцем. Но нам мимо! Зато я успела посмотреть под него и увидела узкую прямую Лебяжью канавку, выходящую в Неву, и совсем далеко - Верхний Лебяжий мост.

Набережная Михайловского сада на Мойке, великолепный павильон Росси (1825 г.), характерный своими великолепными пропорциями, строгостью форм и красотой деталей, а также удивительной гармоничной связью с природным окружением сада. И вот уже сквозь деревья-великаны сверкает храм Спаса-на Крови. Это значит, что наше водное путешествие заканчивается.

Но впереди у нас еще целых полтора дня! Мы осмотрим Исаакиевский собор, побываем в Русском музее (Михайловский дворец), совершим автопрогулку по ночному Питеру. А на другой день наша любознательность приведет нас в Строгановский и Юсуповский дворцы, мы пройдем добрый десяток километров по центральным улицам города, а вечером успеем послушать прекрасные хоровые коллективы наших северных городов в Певческой капелле. Вот такой он, Питер - один из самых красивых городов на свете!

Просматривая дома фотоснимки Санкт-Петербурга, удивляясь вечной красоте этого города, требующей огромной заботы не только материальной, но и духовной, я подумала о нашей маленькой Дубне, о ее красивейшей Мосоловской усадьбе, в которую входит дом, пруд, парк и подсобные постройки, являющейся жемчужиной Дубны, до сих пор радующей нас красотой архитектуры, о сохранении которой мы так мало заботимся, о других наших памятниках старины, исчезающих, не сбереженных нами. Что имеем - не храним. Будем ли плакать когда- нибудь о разобранных на кирпичи православных храмах и старинных усадьбах, о разрушенном до основания языческом храме близ деревни Тимофеевка, о брошенных деревеньках и станциях, об этой исчезающей тихо и безропотно красоте? Прошу прощения за возможные ошибки в истории. С благодарностью приму замечания.

К списку фотоисторий