Оглавление

  1. Анализ применения методов оценки бизнеса в отечественной практике
  2. Решение некоторых маркетинговых проблем предприятий как ступень к предупреждению банкротства
  3. Проблема информатизационной обеспеченности Российских оценщиков
  4. Аудит в США и России. Сходства и различия
  5. Поиск источников инвестирования для отечественных товаропроизводителей
  6. Проблема информационной обеспеченности инвесторов
  7. Роль финансового анализа в ослаблении кризиса неплатежей
  8. Анализ источников финансирования для планов преодоления кризисной ситуации
  9. Трансформация публикуемой бухгалтерской отчетности в финансовую для целей финансового анализа
  10. О понятийном аппарате, используемом при исследовании инвестиционных процессов
  11. О проблеме согласования интересов участников инвестиционного процесса
  12. К вопросу о решении проблемы согласования интересов участников инвестиционного процесса

Анализ применения методов оценки бизнеса в отечественной практике

Переход к рыночным отношениям дал сильный толчок для роста типов и числа компаний, способствующих стабилизации экономики России. Не последнее место в этом занимают недавно появившиеся компании, специализирующиеся на оценке всевозможных видов собственности, предлагаемых на рынке. Основные из них: бизнес, недвижимость, интеллектуальная собственность.

Главная задача оценки - оценить имущественные права владельца (рыночную стоимость), для возможной последующей передачи этих прав. При чем, передача прав может быть, как возмездной, так и безвозмездной. В обоих случаях владелец (продавец), также как и покупатель (получатель), будет иметь информацию о прибыли или убытке от продажи/покупки (передачи/получении) собственности. Помимо упомянутой рыночной стоимости, существуют и другие виды стоимости, такие как: страховая, инвестиционная, стоимость частичных имущественных прав и т.п., для определения которых в настоящее время прибегают к услугам оценщиков.

Раскроем подробнее цели оценки для каждого из основных видов собственности.

Бизнес с точки зрения оценщика - это совокупность недвижимости, активов, знаний и опыта трудового коллектива, имиджа предприятия, а также организация нормального их совместного функционирования.

Оценка бизнеса - наиболее трудоемкая и всеобъемлющая оценка, включающая в себя, и оценку недвижимости, и оценку интеллектуальной собственности. Необходимость ее применения может возникнуть при определении стоимости в следующих ситуациях:

  1. Продажа или покупка.

    Оценка помогает продавцу и покупателю определить цену или установить исходную цену для торгов.

  2. Установление стоимостного соотношения между элементами бизнеса.

    При приобретении предприятия за некоторую цену, во многих случаях нужно уточнить цены отдельных его компонентов, с целью начисления амортизации, планирования налогов и более точного бухгалтерского учета. Подобное перераспределение стоимости может привести к значительному снижению налогообложения, что в свою очередь повлияет на цену и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

  3. Продажа долевого интереса (части активов).

    Необходимо оценить долю участника в совместном предприятии.

  4. Форвардные соглашения о купле-продаже.

    Часто при заключении долгосрочной сделки бывает необходимо установить условия ее расторжения на основе рыночной стоимости. Владельцы договариваются о том, какими будут их долив случае расторжения соглашения или смерти. В последнем случае предусматриваются специальные фонды или страховой план для целей налогообложения.

  5. Налог на дарение, недвижимость или наследование.

    Интересы плательщика и налоговой службы являются противоположными. В этом случае нужен независимый оценщик, для достижения согласия в споре. В случае судебного разбирательства. В отдельных ситуациях допускается изъятие частной собственности для государственных нужд. Для оценки ущерба приглашается независимый оценщик. В его задачи входит оценка: самого предприятия, недополученной прибыли, а так же возможной утраты доброго имени.

  6. Определение страховой стоимости.

    Задачей может быть определение нанесенного ущерба или размера возможных потерь в будущем.

  7. Выкуп акций трудовым коллективом.
  8. Для определения количества и цены акций.
  9. Другие причины:

В большинстве своем, оценка недвижимости производится в основном для тех же целей, что и бизнеса. Однако в отличие от оценки бизнеса, где для нахождения стоимости могут применятся 12 различных методов, при оценки недвижимости можно и необходимо применяются только три метода. Это такие как:

Применительно к интеллектуальной собственности оценка может проводится для определения:

Информация о стоимости собственности, как своей, таки нет, одна из самых важных информаций присущих большинству видам собственности. Например для владельца собственности эта информация может помочь в решении таких важных вопросов, как, что выгоднее:

Если рассматривать важность этой информации с точки зрения потенциальных покупателей (каковыми являются практически все), то в ней (в важности) также не приходится сомневаться, так как, с ее помощью можно найти ответы на многие вопросы. Чем чаще, по времени, вы получаете информацию о стоимости, тем надежнее сможете спрогнозировать тенденцию будущих изменений цены на рынке и ответить для себя на такие вопросы:

Говоря об оценке, необходимо отметить, что для наибольшей достоверности она должна быть независимой. Исходя из важности установления достоверного значения рыночной стоимости, оценку должны проводить квалифицированные, специально подготовленные независимые специалисты - оценщики.

В настоящее время в России уже достаточно много фирм и самостоятельных оценщиков. В свою очередь, они не имея достаточного опыта, вероятно, будут использовать наиболее простые из методов применяемых при оценки (описанных ниже),что может отразиться на результатах. Однако, это вовсе не означает, что эти методы плохие или недостоверные. Квалифицированных оценщиков, которые могут применять на практике все методы, используемые при оценки бизнеса, недвижимости, интеллектуальной собственности и др. еще не достаточно. Стоит отметить, что одного умения применять все методы мало, нужно знать где и какие методы дадут наиболее достоверный и быстрый результат.

По завершению оценки, оценщиком выдается соответствующее заключение о стоимости оцениваемого бизнеса, земли, интеллектуальной собственности и т.д. Это заключение имеет юридическую силу и при необходимости может использоваться в суде. Оценщик несет материальную ответственность за выданное им заключение о стоимости. Значит, чем более профессиональной будет оценка, тем меньше риск для обеих сторон.

Приведем краткий анализ применяемых для оценки бизнеса методов. Все методы оценки могут быть сгруппированы в рамках 3-х подходов.

  1. Сравнительный подход:
  1. Подход с точки зрения"потока наличности":
  1. Подход с точки зрения активов:

Различные подходы к стоимости не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими.

Первым можно отметить очень простой и эффективный метод - прямого сравнения продаж. Его использование гарантирует высокую скорость и достоверность, но, стоит оговориться, при условии достоверности аналогов. Под аналогами понимается следующее:

Однако в данный момент в России пока еще существует сложность применения этого метода. Она заключается в необходимости использовать информацию о цене ранее оцененных аналогичных предприятий. Как показывает существующая практика, такой информации накоплено еще не достаточного. Таким образом необходимая информация о цене может и должна накапливаться с использованием других нижеприведенных методов. К таковым, например, относятся методы базирующиеся на активах. Стоит отметить, что при всех преимуществах метода прямого сравнения он не лишен инедостатка, который заключается в сложности оценки больших компаний т.е. в нахождении аналога.

К простым и достоверным относится и метод замещения. Он заключается в нахождении рыночной стоимости материальных активов предприятия и их суммировании. Иными словами стоимость бизнеса складывается из стоимости отдельных его элементов таких как: здания, оборудование, материалы и т.п., т.е. из всех его материальных активов. Таким образом можно получить ответ на вопрос: сколько будет стоить создание такого же бизнеса с нуля? Но сразу встает другой вопрос: а как быть с нематериальными активами? такими как: нахождение квалифицированных работников, установление экономических контактов с поставщиками, с расходами на поднятие престижа, на приобретение постоянных клиентов, на поддержание марки фирмы и местоположением предприятия. Отвечая на это вопрос, можно сказать, что метод замещения, в этом случае, не дает возможность определить реальную стоимость бизнеса и в этом его недостаток. В такой ситуации придется воспользоваться или методом сравнения с уже оцененным предприятием, или нижеприведенным методом капитализации избыточного дохода или другим. Из его недостатков также можно отметить то, что он не учитывает доходность бизнеса. С учетом вышесказанного, данный метод - стоимости замещения - может быть рекомендован для оценки капиталоемких производств.

При использовании метода скорректированной (рыночной) стоимости материальных активов определяется, как и в предыдущем методе, рыночная стоимость. Отличия лишь в том, что находится стоимость работающего предприятия в целом, включая материальные и нематериальные активы. Оценка данным методом дает хорошие результаты для компаний связанных с управлением недвижимостью (отели, мотели и т.п.). Данный метод может быть также рекомендован для оценки капиталовложений.

"Золотое правило" или отраслевые коэффициенты - метод позволяющий оценить достоверность результатов, полученных более точными методами. Т.е., данный метод используется как приложение и продолжение ко всем остальным методам. Отдельно он не применяется из-за невысокой точности результата. Найденный другим методом результат должен уложиться в границы рассчитанные методом отраслевых коэффициентов. Однако для российского рынка отраслевые коэффициенты, применяющиеся при использовании данного метода практически (в смысле на практике) не рассчитаны.

При оценке акционерных обществ, как закрытых, так и открытых прекрасно работает мультипликатор цена/доход акционерного общества. Сущность метода в нахождении отношения между прибылью акционерного общества, акции которого находятся в свободной продаже, и рыночной ценой этих акций. Полученный результат (индикатор) может быть применен для оценки стоимости другой аналогичной компании, но акции которой принадлежат нескольким владельцам и открыто не продаются. Таким образом стоимость бизнеса здесь находится, как и в методе сравнения продаж, но с некоторыми нюансами. Т.е. прежде чем оценивать при помощи данного метода приходится ответить на следующие вопросы: - Можно ли приравнять покупку на бирже акций открытого акционерного общества к приобретению 100% интереса в закрытой компании? - Правомерно ли использовать мультипликатор цена/доход акционерной компании, поскольку котировка акций на рынке не устойчива? - Можно ли уравнять мотивацию владельца большой компании, приобретшего 100% акций другой, и действия мелкого инвестора? При всем том этот метод так же хорош для перепроверки заключений о стоимости полученных при помощи других методов. С его помощью можно добиться хороших результатов при оценке рыночной стоимости больших закрытых акционерных обществ. Однако для малых предприятий, не котирующих акции на бирже, данный метод недостаточно точен.

Следующий метод применяющийся при оценке бизнеса - капитализация чистого дохода. Он дает важную информацию о бизнесе приносящем доход владельцу. Бизнес, не приносящий дохода, придется оценивать другими методами (ликвидационной стоимости, рыночной стоимости материальных активов, балансовой стоимости и др.). Данный метод определяет поток дохода и преобразует его в текущую стоимость путем применения нормы капитализации. Стоимость определяется как отношение чистого дохода к норме прибыли(капитализации). Метод капитализации чистого дохода не учитывает стоимость материальных и нематериальных активов. Он измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Оценщик дает заключение о динамике дохода и выбирает норму капитализации. Чем более обоснованны значения для денежного потока и норма капитализации, тем больший вес будет иметь для потенциального покупателя оценка, полученная данным методом.

Метод капитализации дивидендов похож на предыдущий метод. Он также использует информацию о прибыли, точнее сумме дивидендов и норме выплаты дивидендов. При чем уровень рентабельности в этом методе эквивалентен норме прибыли предыдущего метода. Данный метод зависит от правильного выбора сравниваемых компаний, а также от мнения оценщика относительно способности к выплате дивидендов. Окончательное суждение зависит от информированности об условиях рыночного дивиденда. Как и при оценке коэффициентом цена/доход, данный метод не рекомендуется для оценки малого бизнеса.

Метод оценки по балансовой стоимости, находит успешное применение при оценки нового бизнеса или другого, когда его перспективы туманны. В этом случае невозможно предсказать, ни уровень рентабельности, ни прибыль. Суть его в нахождении чистой балансовой стоимости материальных активов, т.е. разницы между всеми активами предприятия и его обязательствами (пассивами). Использование этого метода ориентировано на налогообложение, а не отражение экономических показателей. Данный метод, так же, как и метод замещения не принимает во внимание нематериальные активы предприятия. Метод определения цены по балансовой стоимости может применяться при оценки нового бизнеса или предприятий, для которых невозможно найти соответствующего аналога при оценки сравнительными методами.

Так же очень хорошие результаты дает метод капитализации избыточного дохода, он позволяет к тому же установить стоимость отдельно взятого нематериального актива. Однако успех метода зависит от выбора оценщиком соответствующей нормы капитализации. Как и в методах цена/доход, капитализация чистого дохода и капитализации дивидендов, достоверность результата будет зависеть от надежности исходной информации и заключения оценщика при выборе нормы капитализации.

Метод дисконтирования денежного потока. Он является достаточно универсальным методом расчета стоимости предприятия, но сложность его реализации заключается в определении нормы дисконта зависящего от нескольких факторов:

При использовании данного метода, оценщик должен обосновать заключение о динамике дохода на ближайшие годы и выбрать норму дисконтирования. В некоторых случаях предприятия имеют достаточно уверенную перспективу. Тогда применение данного метода будет иметь особый вес при получении итоговой стоимости.

Применение метода ликвидационной стоимости, обусловлено его названием. Т.е. когда предприятий прекращает свои операции, распродает материальные, а если есть и нематериальные активы и погашает все свои обязательства. Следует также учитывать уменьшение стоимости за счет ликвидационных расходов. Так же следует принять во внимание время отпущенное на продажу активов, т.е. возможность продать активы по рыночной стоимости. Обычно этот метод дает нижний уровень стоимости оцениваемого бизнеса.

Стоимость воссоздания. Этот метод может быть необходим Для определения стоимости отдельных нематериальных активов - авторских прав, специальных формул, компьютерного программного обеспечения, патентов, каталогов продукции, списка клиентов и других.

При помощи метода основанного на показателе множителя прибыли можно оценить стоимость доли участника в капитале предприятия. Для расчета требуется знать долю участника выраженную в количестве акций, прибыль на одну акцию и показатель на фондовой бирже. Стоимость же выражается как произведение всех трех перечисленных составляющих.

Учитывая вышеназванные недостатки отдельных методов оценки бизнеса, может быть удобным их комбинирование. Например, использовать метод замещения или оценки по балансовой стоимости -для оценки материальных активов, совместно с методом капитализации избыточного дохода или стоимости воссоздания - для нематериальных. Следует учесть, что при оценке, каждый из активов вносит свой экономический вклад в бизнес. И если какой-либо актив недоиспользуется, то должны быть сделаны соответствующие поправки.

Необходимо так же отметить, что многие методы подвержены инфляционным влияниям, так что, возникает необходимость применения при расчетах инфляционных коэффициентов.

При оценки бизнеса, как и при оценки любого другого вида собственности, необходимо применять несколько (по возможности не менее трех) методов для получения наиболее достоверного результата.

Завершающим этапом оценки является согласование результатов полученных различными методами. Все использованные методы взвешиваются относительно друг друга и на основании этого им присваиваются весовые коэффициенты. Иногда значимость одного из методов будет намного превосходить остальные и соответственно максимальный вес получит величина стоимости, определенная этим методом. Однако, скорее всего, придется определить весовое соотношение между подходами, которые наиболее применимы к оценке данного предприятия. Чтобы оценить достоверность каждого из методов, оценщик должен посмотреть на проблему со стороны. Если заказчик оценки является продавцом, то заключение рассматривается с точки зрения покупателя и наоборот.

В дополнение оценщик может проверить достоверность заключения, раскрыв его экономический смысл. После того как оценщик пришел к заключению, которое является логически обоснованным, количественно правильным, и выдерживает проверку на экономический смысл, нужно составить отчет. Если отчет составлен верно, то любой читатель, обладающий познаниями в бизнесе, сможет проследить логику оценщика и прийти к аналогичному заключению.

По итогом проведенного анализаможно сделать вывод что: наибольшей популярность пользуется метод аналогичных продаж, как за рубежом так и в России.

К началу

Решение некоторых маркетинговых проблем предприятий, как ступень к предупреждению банкротства

Банкротство - только недавно после 75-тилетнего перерыва вновь опробованное в России положение предприятий. Главные причины - переход к современным рыночным отношениям между поставщиками и потребителями и некомпетентность руководителя при решении проблем в условиях рыночных отношений.

Известная во всем мире дилерская система работы с клиентом, многими российскими предприятиями почему-то не формируется и соответственно не приносит никаких результатов. Особенно это касается предприятий выпускающих товары народного потребления.

Также для дальнейшего развития, как больших, так средних и малых предприятий предлагается согласно существующему Государственному реестру предприятий создать всероссийскую информационную систему с информацией об адресе предприятия и ценах на выпускаемые товары. Наличие такой системы упростит выбор поставщиков, как географически более близких, так и наиболее приемлемых в плане цены на приобретаемую продукцию. Если же, помимо названного, предприятия будут предоставлять хотя бы годовой бухгалтерский баланс, то можно будет говорить и о наиболее надежных партнерах. Т.к. имея такую информацию руководители предприятий, смогут провести краткий анализ финансовой устойчивости возможного партнера.

В результате воплощения предложенных решений стоящих проблем, будет сформирован единый Российский рынок. Тем более, что опыт организации локальных видов рынков различных ресурсов уже имеется, это такие как: рынок промышленных товаров, рынок продовольственных товаров, рынок нематериальных ресурсов и другие.

Итогом всего предложенного может стать повышение конкурентоспособности и объема продаж выпускаемых изделий в соответствующих сегментах рынка, а как следствие выход предприятия из кризиса. Завершение реализации названных решений может способствовать также снижению инфляции и стабилизации экономического положения предприятий, производственной сферы.

К началу

Проблема информатизационной обеспеченности Российских оценщиков

Оценка - недавно зазвучавшее понятие - это средство, позволяющая определить реальную т.е. рыночную стоимость бизнеса, недвижимости и других имущественных прав.

Применяемые в мировой практике методы оценки позволяют определять рыночную стоимость достаточно быстро и достоверно. Среди них хочется выделить наиболее универсальный и эффективный - это метод прямого сравнения продаж. С помощью его, зная стоимость аналогичного имущества, оценщик может произвести предварительную оценку в течении нескольких минут, что может быть выгодно для обеих сторон. Он используется очень широко в большинстве развитых стран мира. Однако Россия еще очень молода с точки зрения рыночных отношений. В связи с этим применение данного метода ограничено имеющийся информацией о продажах.

Нельзя сказать, что такой информации нет, но в тоже время ее катастрофически не хватает. Особенно не хватает информации о продажах больших предприятий. Информация о тех продажах которые все-таки имели место, распространяется не дальше соседних с данным регионом областей. В связи с этим мною предлагается концепция единой Российской информатизационной системы, которая могла бы концентрировать всю необходимую информацию и за соответствующую плату предоставлять оценщикам. Распространяться такая информация может, как по электронной почте, так и по обычной используя в качестве носителей магнитный или бумажный материал.

Дополнительно хочется отметить, что необходимо все же иметь информацию и о продажах совершаемых за рубежом, дабы иметь возможность реальной оценки при выходе на мировой рынок таких услуг.

Воплощение предложенного решения проблемы на практике должно способствовать оздоровлению экономики России, за счет скорейшего нахождения нового владельца, т.к. неработающее предприятие не приносит дохода и как следствие не платит налоги и не может предоставить рабочие места людям.

К началу

Аудит в США и России. Сходства и различия.

В настоящее время все живут предчувствием грядущих перемен, так как с 1 января 1998 года вступает в силу новый налоговый кодекс. Его вступление может ознаменовать изменение практически всего порядка бухгалтерского учета, хотя высказываются предположения о плавном переходе, если все-таки он наметится. В любом случае наше правительство неотступно пытается равняться на США, и это можно достаточно легко заметить, проанализировав подписываемые в последнее время Правительством и Президентом документы, в особенности по тем областям деятельности, которые были у не развиты, да и по развитым имеется уже много общего. Я конечно ничего против этого не имею, но далее следует ситуация, когда позаимствованные законы у нас не работают и их начинают, мягко сказать, править, в итоге получается невообразимая смесь которой и приходится руководствоваться отечественным руководителям, бухгалтерам, аудиторам и другим. Причем всевозможные дополнения и изменения штампуются чуть ли не ежемесячно, которые отслеживать достаточно проблематично, даже имея под рукой полную нормативную базу.

Ниже я попытаюсь проанализировать, что же вышло у нас с такой ситуацией в Российской аудиторской деятельности, которой четыре года отроду. В Америке профессия аудитора ведет свой отсчет со дня образования Совета по стандартам аудита в 1939 году и у них имеется уже достаточный опыт такой работы.

Начну с того, что кратко представлю правовые документы которых придерживаются аудиторы рассматриваемых стран. Итак документы регламентирующие деятельность ИХ аудиторов:

НАШИХ аудиторов:

Деятельность штатовских аудиторов регламентирует Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров, в России же, как можно заметить, - государственное регулирование, основу которого составляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Выводы нетрудно сделать самостоятельно.

10 упомянутых выше стандартов устанавливают для американских аудиторов очень размытые требования и практически не накладывают никаких ограничений на их деятельность , судите сами, один из стандартов гласит: "Аудитор независим во всех вопросах, связанных с выполнением задания", самый конкретный и строгий устанавливает, что: "Отчет должен констатировать, представлены ли финансовые отчеты в соответствии GAAP".

Нормативные документы России, по моему мнению, более конкретны, что возможно даже упрощает работу аудиторов, так как когда есть выбор это лишняя задача которую предварительно надо решить.

Положения регламентирующие состав аудиторского заключения, как в России, так и в США концептуально (из-за факторов названных вначале статьи) различаются незначительно, например:

Однако, американский отчет более консервативен и должен содержать обязательные фразы, например: "Мы провели аудиторское обследование:" или что финансовые отчеты "адекватно представляют во все существенных отношениях" результаты деятельности: В отличии от России где заключение может быть трех видов: положительное, положительное с замечаниями и отрицательное, в США их четыре: стандартное безусловное (аналогично НАШЕМУ положительному), стандартное с дополнительными пояснениями (аналога не имеет, так как там поясняется информация отсутствующая в Российской отчетности), условное заключение (НАШЕ положительное с замечаниями) и неблагоприятное заключение (НАШЕ отрицательное), помимо прочего у аудиторской фирмы имеется еще возможность отказать в выдаче заключения, когда по объективным причинам проверка не соответствует Общепринятым стандартам аудита.

Для чего же все-таки предназначена аудиторская проверка? По этому вопросу можно сказать следующее: в большинстве стран аудиторская проверка дает оценку финансово-хозяйственной деятельности корпорации, имеется ввиду проверка правильности расходования средств и отражения в отчетности сумм активов и пассивов (активы не завысить, пассивы не занизить), также она (проверка) предоставляет выводы об определении прибыли, дает заключение о правильности финансовой информации и подтверждает или не подтверждает правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с GAAP. Последнее необходимо для того чтобы, конечный пользователь финансовой отчетности адекватно воспринимал информацию в ней изложенную. Под адекватностью я подразумеваю то, что одна и та же строка в различных стандартах воспринимается по разному, например: американский счет Cash обычно переводится как Касса, но под ним подразумеваются денежные средства, как в сейфе предприятия, так и на его расчетном счету, в российской же отчетности это только наличность в сейфе предприятия.

Отвечая на вышепоставленный вопрос, скажу что, в России совсем другая ситуация. Здесь аудиторская проверка прежде всего предназначена для того ,чтобы подтвердить или не подтвердить правильность ведения бухучета с соответствии с многочисленными Инструкциями, Законами, Положениями РФ и т.п., чтобы, не дай бог, предприятие не произвело неправильный расчет или уплату налогов и отчислений (остальное мало волнует конечного пользователя НАШЕЙ финансовой отчетности - Государственную Налоговую Службу). Наверное в самую последнюю очередь аудиторы ведения правильность ведения хозяйственной деятельности (причем данная информация обычно не нужна даже самому предприятию за редким исключением).

В США аудиторское заключение также как и ведение учета в стандарте GAAP не является ни для кого обязательным, однако без него, также как если бы компания вела учет не в стандарте GAAP, ей(компании) будет очень проблематично привлечь инвесторов или получить кредит, так как никто не гарантирует, что информация в финансовой отчетности такой корпорации реальна, при ведение же учета в стандарте отличном от GAAP ее просто не поймут. В России все это намного проще, есть определенный круг лиц который подпадает под обязательную аудиторскую проверку (уклонение от которой влечет за собой ощутимый, как для субъекта, так и для руководителя, штраф) и, соответственно, есть круг лиц который может заказать так называемую инициативную аудиторскую проверку, но не обязан. Первые из них никуда от нее(проверки) не денутся, а вот вторые находятся в положении американских корпораций, только с той разницей, что НАШИМ инвесторам и кредиторам все равно, есть или нет у инвестируемых аудиторское заключение, главное чтобы была отдача в любом виде, хоть в виде уменьшения уплаты налогов (это относится и к компаниям подпадающим под обязательный аудит).

Наличие положительного аудиторского заключения у американской корпорации говорит пользователю финансовой отчетности, что данная корпорация хорошо ведет свой финансовый учет и свою финансовую политику. В совокупности с финансовой отчетностью данное заключение позволяет потенциальному инвестору или партнеру сделать соответствующие выводы о возможных доходах при вложении средств в данную корпорацию. Если же в добавок ко всему аудиторское заключение подписано одной из фирм так называемой большой шестерки ("Артур Андерсен", Делойт энд Туш", "Кей Пи Эм Джи", "Куперс энд Лайбренд", "Прайс Вотерхаус" или "Эрнст энд Янг") то у пользователя обычно создается впечатление о достаточно хорошем положении компании, так как гонорар за проверку у данных компаний оканчивается пятью-шестью нулями. Что же может сказать пользователю Российской финансовой отчетности наличие положительного аудиторского заключения? Как ни странно, но оно говорит о том, что у предприятия есть деньги чтобы заплатить за заключение, и что они направлены не производство или на зарплату, а сторонней организации которое пишет какую-то бумажку, которая никак не повлияет на финансовое состояние компании и вообще предназначена не для них, а для государства, если конкретнее - для Государственной налоговой службы.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть что, как видно из вышесказанного, у НИХ - Финансовый аудит, а у НАС Налоговый. Таким образом при переходе на GAAP-овский учет как российским бухгалтерам и аудиторам, так и конечным пользователям будет очень сложно ко всему этому приспособиться. Ведь в настоящее время у НАС проблема "Как не показать прибыль и за счет этого заплатить поменьше налогов и не платить дивидендов", а у НИХ "Как бы получить и показать побольше прибыли, за счет этого заплатить хорошие дивиденды, в результате привлечь больше инвесторов и опять-таки получить прибыль, расширив производство".

К началу

Поиск источников инвестирования для отечественных товаропроизводителей

За 1996-1997 год ситуация сложившаяся в Российском производственном комплексе стала еще более угрожающей. Продолжился рост числа убыточных компаний, и логическим завершением данного негативного процесса является банкротство и как следствие значительное отставание нашей экономики от ведущих стран. Существенную лепту в данный процесс вносит кризис неплатежей. Проведенный анализ показывает, что кредиторская задолженность поставщикам (составляющей в среднем 55 % от суммы всей задолженности) может быть в настоящее время на 80 % покрыта дебиторской (составляющей в среднем 62 % общей дебиторской задолженности). И здесь возникает вопрос: "80 % это еще не 100, где взять остальные?"

В настоящее время существует два направления преодоления данной ситуации, во-первых - привлечение инвесторов, во-вторых - реорганизация производства и, если необходимо, руководящего аппарата. Названные пути можно объединить одним термином финансовое оздоровление.

Что же такое финансовое оздоровление? - это реорганизационная процедура направленная на восстановление платежеспособности предприятия и предотвращение его ликвидации. Здесь стоит отметить, что для рассматриваемых предприятий, т.е. против которых уже начато конкурсное производство, финансовое оздоровление может проходить, как с привлечением финансовой помощи (санация), так и без таковой (внешнее управление).

В любом случае речь идет о предприятии, к которому имеют претензии кредиторы, и, соответственно, собственных средств предприятия недостаточно или их структура такова, что не позволяет предприятию в установленные сроки рассчитываться с долгами и продолжить нормально функционировать. Таким образом можно сделать выводы, что предприятию требуется дополнительные материальные или финансовые средства или же реорганизация производства для удовлетворения требований кредиторов.

С сожалением приходится констатировать что, современная ситуация с законодательством по банкротству не коим образом не стимулирует вложение российскими и иностранными инвесторами средств в финансовое оздоровление. Это происходит из-за того что, вложение средств не подразумевает, ни их возврата, ни тем более получения какой-либо прибыли.

К началу

Проблема информационной обеспеченности инвесторов

В последнее время в Российском инвестиционном "климате" наметилось некоторое "потепление". Возможная причина этого - стабилизация российского рубля на фоне существенного снижения темпов роста инфляции. Для наращивания темпов такого "потепления", мною предлагается концепция единой информатизационной системы инвестиционных проектов.

Такая система, позволит предоставлять сконцентрированную информацию о предприятиях требующих инвестиций потенциальным инвесторам. Это даст им возможность получить выход непосредственно на заинтересованное предприятие. Выгода от возможности получения такой информации из первых рук очевидна для обеих сторон. Во-первых, возможность избежать дополнительного звена в цепи Инвестор - Предприятие, т.е. Посредника. Что может существенно улучшить для Предприятия условия получения инвестиций и соответственно сократиться срок возврата, в чем, кстати, крайне заинтересован Инвестор. Во-вторых, - значительно сократить время поиска необходимых инвестиций, что также является немаловажным, т.к. единовременный недостаток оборотных средств у Предприятия может повлечь для него необратимые последствия, в частности, "лавину" налоговых санкций (штрафы, пени) которая расширяется, чуть ли не в геометрической прогрессии.

Концентрация такой информации может быть реализована, к примеру, во всемирной сети Internet, которая стала доступной в последнее время и большому числу российских пользователей.

Сама информация может быть сжато представлена в следующем виде:

К началу

Роль финансового анализа в ослаблении кризиса неплатежей

Рыбальченко В.А., Федорова Е.А.

Инвестиционная ситуация, сложившаяся на сегодняшний момент в Российской экономике, оставляет желать лучшего. Основная влияющая причина - это кризис неплатежей и как следствие кризис банковской системы. Для снижения влияния данного негативного фактора необходим более тщательный анализ финансового состояния предприятий со стороны потенциальных инвесторов и со стороны банков. При этом кредитование банками обусловлено тем, что помимо выдачи самого кредита им (банкам) приходится создавать резервы под возможные потери. Данный резерв создается из прибыли, при этом уменьшается прибыль, идущая на выплату дивидендов и на развитие самих банков.

Действующая в настоящее время финансовая отчетность не позволяет потенциальным инвесторам с достаточной степенью уверенности определить возможность возвратности инвестируемых средств за счет активов инвестируемого. Упомянутые активы должны иметь удовлетворительный срок ликвидности, который, по нашему мнению, не должен превышать трех месяцев (данный срок установлен для быстроликвидных активов). Стоит отметить, что согласно действующей методике анализа, к таким активам относятся денежные и к ним приравненные средства, а также краткосрочные вложения в ценные бумаги. Однако приобретаемые ценные бумаги, в свою очередь, могут быть выпущены предприятием с неудовлетворительной структурой баланса или же против которого начато конкурсное производство. Соответственно данный вид актива не будет являться быстроликвидным, а в некоторых случаях его вообще нельзя рассматривать в качестве актива. Но, с другой стороны, к быстроликвидным можно отнести некоторые виды основных средств, нематериальных активов, часть оборудования к установке, отдельные объекты капитальных вложений и др., конечно при условии их рыночной оценки. Нами предлагается подход, позволяющий с достаточной степенью определенности классифицировать упомянутые активы по срокам реализации. Стоит заметить, что выделение соответствующих активов в финансовой отчетности в отдельную форму, существенно помогло бы инвесторам при анализе финансового состояния предприятий.

Также при решении вопроса о вложении средств в российский бизнес, желательно провести у инвестируемого анализ его кредиторов, на предмет возможности банкротства в ближайшее время или же на предмет наличия среди них предприятий, против которых уже начата процедура банкротства. Необходимость данного анализа обусловлена тем, что в случае открытия конкурсного производства по кредитору, конкурсный управляющий потребует возврата долга, что в конечном итоге может привести кредитуемого на грань банкротства (в случае возврата долга) или же против него тоже может быть начата процедура банкротства. Конечно, получение таких данных может вызвать некоторые затруднения, в особенности по кредиторам расположенным в других регионах, но цель оправдывает средства. В противном случае, пренебрежение таким анализом может обернуться для инвестора полной потерей своих вложений.

К началу

Анализ источников финансирования для планов преодоления кризисной ситуации

За последние годы ситуация сложившаяся в Российском производственном комплексе стала еще более угрожающей. Продолжается рост числа убыточных компаний, а также переход множества компаний из разряда преуспевающих в разряд посредственных. Как правило, логическим завершением убыточности компании является ее банкротство и следствие - значительное отставание нашей экономики от ведущих стран. Существенную лепту в данный процесс вносит кризис неплатежей, здесь мне хочется отметить что, кредиторская задолженность поставщикам (составляющей в среднем 55 % от суммы всей задолженности) может быть в настоящее время на 80 % покрыта дебиторской (составляющей в среднем 62 % общей дебиторской задолженности). И здесь возникает вопрос 80 % это еще не 100, где взять остальные?

Такое положение предприятия можно считать кризисным или на грани банкротства, так как против предприятия в любой момент может быть начата процедура банкротства, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вывод: необходим возврат текущей кредиторской задолженности в максимально короткие сроки.

В данной ситуации решения связанные любым способом с отвлечением оборотных средств не приемлемы, вследствие остановки производства. Таким образом, все существующие возможности преодоления данной ситуации я объединил в рамках трех приемлемых подходов, во-первых - привлечение инвесторов, во-вторых - реорганизация производства и, если необходимо, руководящего аппарата, в-третьих - реструктуризация задолженности, а также всевозможные их комбинации. Однако только первый из названных подходов может обеспечить дополнительное поступление недостающих средств.

В настоящее время в России имеются только три типа инвесторов:

при чем привлекаемые инвестиции могут быть получены, как от отечественных, так и от иностранных инвесторов. К сожалению, августовский кризис поставил Россию на одно из последних мест в плане инвестиционной привлекательности, за исключением, может быть, только столицы. Таким образом, в поле зрения остаются в основном отечественные инвесторы. Стоит отметить, что из названных типов государство само является "банкротом" и не имеет возможности инвестирования, физические лица - в большинстве своем малообеспеченные или со средним достатком также не имеют возможности, а остальные не имеют желания инвестировать в отечественных товаропроизводителей, предпочитая держать накопления в валюте в зарубежном банке. Получается, что в настоящее время наиболее реальными инвесторами для планов финансового оздоровления являются физические лица находящиеся в разряде преуспевающих. К ним могут относиться:

Любая из названных структур может оказать финансовую помощь, совершив одну или более из следующих операций:

Это конечно далеко не полный перечень возможных операций, однако остальные в той или иной степени будут близки к названным.

Анализируя приведенные операции, я пришел к выводу, что для предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, вклад в уставный капитал, является одними из наиболее реальных инвестиций, при условии выполнения инвестируемым всех требований инвесторов и кредиторов. В частности, среди них может быть, разработка плана финансового оздоровления, уплата текущий налоговых платежей, сокращение численности рабочих, не исключение и смена руководства.

К началу

Трансформация публикуемой бухгалтерской отчетности в финансовую для целей финансового анализа

Информация, отражаемая в настоящее время в публикуемой отчетности, не позволяет акционерам и другим пользователям в достаточной мере судить о состоянии рассматриваемого предприятия. Данная ситуация является логическим следствием того, что в упомянутую отчетность входит бухгалтерский баланс, который, в свою очередь, является частью бухгалтерской отчетности организаций, утвержденной Минфином РФ. При этом стоит отметить, что бухгалтерская отчетность ориентирована не на акционеров, а на налоговые органы и предназначена не для информирования, а для возможности осуществления жесткого контроля со стороны государства за организациями. Из вышесказанного следует, что бухгалтерская отчетность - это, по своей сути, налоговая отчетность, а не финансовая. Таким образом, в настоящее время в России ее предназначение - служить документом для определения налоговой базы и других аналогичных целей, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой баланс организации является как бы рекламным щитом для привлечения потенциальных инвесторов к сотрудничеству. В свою очередь, в противопоставление отечественным предприятиям, которые стараются занизить активы, уменьшив тем самым базу по налогу на имущество, зарубежные фирмы стремятся показывать свои активы как можно в большей оценке и как можно в более ранний момент времени, конечно же, с соблюдением всех принятых норм бухгалтерского учета. Хочется отметить, что неотъемлемым атрибутом публикуемой отчетности в странах с англо-американской системой бухгалтерского учета считается статья "Сумма выплаченных дивидендов на одну акцию".

К сожалению, в большинстве случаев, имея под рукой российскую публикуемую отчетность организаций в том виде, в котором она существует сейчас, потенциальный акционер или инвестор не сможет правильно рассчитать даже основные финансовые показатели (такие, как: сумму собственного капитала, коэффициент зависимости, фондоотдачу и др.), а следовательно, решить для себя, действительно ли надежно данное предприятие. Основой публикуемой отчетности является бухгалтерский баланс (ББ) или другое его название в странах с рыночной экономикой - отчет о финансовом состоянии. Исходя из вышесказанного, целесообразно для анализа скорректировать или трансформировать бухгалтерскую отчетность так, чтобы она приняла вид финансовой. Для этого предлагается внести изложенные ниже изменения.

В целях более наглядного представления о предлагаемых изменениях рассмотрим структуру бухгалтерского баланса. Представленная в таблице 1 бухгалтерский баланс, являлся элементом Российской бухгалтерской отчетности за 1998 г.

Таблица 1

Структура бухгалтерского баланса в 1998 г.

Актив, раздел Пассив, раздел
I. Внеоборотные активы (строки 110-190) IV. Капитал и резервы[1] (строки 410-490)
II. Оборотные активы (строки 210-290) V. Долгосрочные пассивы (строки 510-590)
III. Убытки (строки 310-390) VI. Краткосрочные пассивы (строки 610-690)
ВАЛЮТА БАЛАНСА (сумма I+II+III) ВАЛЮТА БАЛАНСА (сумма IV+V+VI)

Как можно заметить, строки в балансе пронумерованы таким образом, что первая цифра номера означает раздел баланса. Данный акцент сделан для того, чтобы при дальнейших ссылках на номер строки не возникало необходимости в пояснении ее местонахождения в балансе.

Корректируя бухгалтерскую отчетность под финансовую, следует руководствоваться основным уравнением бухгалтерского учета, где в нижней строке формулы приведены аналоги элементов основного уравнения в российском учете. В скобках указаны номера разделов согласно ББ:

Ниже представлены предлагаемые изменения.

Так, сумма основных фондов, отражаемая по строке 120 в разрезе:

  • земельных участков и объектов природопользования,
  • зданий, сооружений, машин и оборудования,
  • не дает понятия о ликвидности данных объектов, особенно это можно сказать об оборудовании. Это означает, что предприятие может использовать как стандартизированное оборудование, так и специфическое оборудование, т.е. уникальное, сделанное на заказ. Во втором случае можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что при необходимости его реализация по остаточной стоимости будет невозможна или же крайне затруднена, так как стоимость изготовления уникального оборудования в два и более раз выше стоимости аналогичного стандартизированного, при этом возможный покупатель такого оборудования может находиться в достаточно удаленном регионе, что сделает абсолютно невыгодным такую реализацию. Последнее означает, что рассматриваемое уникальное оборудование в данных обстоятельствах может быть реализовано только по цене лома.

    В свою очередь, при проведении финансового анализа для более точного определения финансовых коэффициентов (таких как фондоотдача, фондоемкость и т.п) желательно располагать следующей информацией:

  • суммой законсервированных основных средств, которую следует исключать из расчета, так как эти средства не принимали участия в процессе производства;
  • суммой сданных в аренду основных средств, отражаемых на балансе арендатора, которые необходимо включать в расчет, так как владельцем данного имущества является арендодатель и оно приносит доход в виде арендной платы;
  • суммой полученных в аренду основных средств, которые необходимо включать в расчет в объеме арендных платежей за период с начала года и до даты составления отчетности, так как данные средства участвуют в процессе производства и их участие оплачено;
  • суммой полученных в аренду основных средств, отражаемых на балансе арендатора, которая подлежит вычету, так как она не является собственностью арендатора и не может в полном объеме быть использована при расчете коэффициентов.
  • Помимо названного, отражение такой информации в публикуемой отчетности позволит акционерам судить о величине неиспользуемого имущества и сделать правильный вывод о необходимости реализации части имущества, либо о необходимости менять стратегию предприятия относительно использования вышеупомянутого оборудования. Иначе говоря, деньги акционеров (находящиеся на предприятии в виде основных средств) должны работать с максимальной загрузкой, а не лежать мертвым грузом, или приносить прибыль, которой не хватает даже на содержание этого оборудования.

    2. Суммы незавершенных инвестиций, отражаемые по строке 130, желательно показывать в разрезе степени профинансирования. Иначе говоря, целесообразно в отчетности незавершенные инвестиции отражать таким образом, чтобы можно было определить необходимую для завершения сумму средств.

    3. На сумму задолженности учредителей, отражаемую по строке 244, целесообразно уменьшить уставный капитал и валюту баланса, так как данный вид актива фактически еще не существует, в отличие, например, от дебиторской задолженности, которая является одним из элементов финансово-хозяйственной деятельности.

    Аналогично задолженности учредителей на сумму по строке 252 "Собственные акции, выкупленные у акционеров" следует уменьшить уставный капитал и валюту баланса (см. табл. 2.

    При этом для отражения названных сумм в отчетности рекомендуется заносить их в пассив по новой строке 411 "Неоплаченный капитал" со ссылкой "в валюту баланса не входит".

    Таблица 2

    Изменения, вносимые в ББ, при наличии сумм задолженности учредителей и собственных акций, выкупленных у акционеров

    Актив, раздел Вносимые изменения Пассив, раздел Вносимые изменения
    I. Внеоборотные активы Не изменен IV. Капитал и резервы Уменьшен на сумму задолженности учредителей и собственных акций, выкупленных у акционеров
    II. Оборотные активы Уменьшен на сумму задолженности учредителей и собственных акций, выкупленных у акционеров V. Долгосрочные пассивы Не изменен
    III. Убытки Не изменен VI. Краткосрочные пассивы Не изменен
    ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму задолженности учредителей и собственных акций, выкупленных у акционеров ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму задолженности учредителей и собственных акций, выкупленных у акционеров

    4. Убыток отчетного года и убытки прошлых лет, отражаемые в ББ соответственно по строкам 320 и 310, целесообразно перенести в IV раздел. При этом убытки отчетного года заносятся в строку 480, а убытки прошлых лет суммируются с одной из строк 440, 450 или 470. Внося названные коррективы в собственный капитал предприятия, следует учитывать то обстоятельство, что убытки - это прибыль, но с обратным знаком, следовательно, заносимые суммы необходимо отражать с минусом.

    Отчетность, скорректированная таким образом (см. табл.3), позволит пользователям финансовой отчетности без дополнительных усилий отследить возможность продолжения субъектом нормальной финансово-хозяйственной деятельности, а именно: необходимо выполнение условия, собственный капитал организации должен быть больше нуля[2] в любой момент времени, иначе получается ситуация, когда пассивы[3] предприятия превышают его активы, т.е. приобретение акций становится заведомо невыгодным.

    Таблица 3

    Изменения, вносимые в ББ, при наличии убытков

    Актив, раздел Вносимые изменения Пассив, раздел Вносимые изменения
    I. Внеоборотные активы Не изменен IV. Капитал и резервы Уменьшен на сумму раздела III
    II. Оборотные активы Не изменен V. Долгосрочные пассивы Не изменен
    III. Убытки Удален VI. Краткосрочные пассивы Не изменен
    ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму раздела III ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму раздела III

    5. Дотации, поступающие на предприятие (строка 460), должны быть подразделены на возвратные, безвозвратные и транзитные, причем безвозвратные необходимо отражать в IV-м разделе ББ, а возвратные, соответственно, в V-м или VI-м в зависимости от срока, на который они предоставлены, так как по сути они являются кредитами, а не собственными средствами.

    Транзитными дотациями следует считать такие, которые предоставляються третьим лицам (например, работникам предприятия), но перечисляются на счет предприятия для их последующего распределения. Данный вид дотаций не должен увеличивать валюту баланса, потому что они не являются активами предприятия[4]. К таковым можно в частности отнести: выплаты компенсаций работникам, проживающим или работающим в зонах, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС; компенсация матерям на содержание детей и некоторые другие.

    Отраженная таким образом информация (см. табл.4) позволит пользователям финансовой отчетности судить о реальной величине собственного капитала рассматриваемого предприятия.

    Таблица 4

    Изменения, вносимые в ББ, при наличии некоторых видов дотаций

    Актив, раздел Вносимые изменения Пассив, раздел Вносимые изменения
    I. Внеоборотные активы Не изменен IV. Капитал и резервы Уменьшен на сумму транзитных дотаций и возвратных дотаций
    II. Оборотные активы Уменьшен на сумму транзитных дотаций V. Долгосрочные пассивы Увеличен на часть суммы возвратных дотаций
    III. Убытки Не изменен VI. Краткосрочные пассивы Увеличен на часть суммы возвратных дотаций
    ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму транзитных дотаций ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму транзитных дотаций

    6. Сумма доходов будущих периодов, отражаемая по строке 640, не должна включаться в валюту баланса, так как данная информация противоречит требованию осмотрительности. Это значит, что названные доходы имеются только теоретически, практически они могут быть не получены. Следовательно, занося названные суммы в баланс, мы увеличиваем размер активов (в виде увеличения дебиторской задолженности) без фактического увеличения обязательств, т.к. эти деньги предприятию пока никто не должен.

    Такая информация может быть отражена в балансе, но в качестве справки. Это позволит пользователям правильно определить и сумму оборотных средств, и сумму активов, а также увидеть величину будующих поступлений по некоторым заключенным договорам.

    Измения сумм по разделам ББ представленны в таблице 5.

    Таблица 5

    Изменения, вносимые в ББ, при наличии доходов будущих периодов

    Актив, раздел Вносимые изменения Пассив, раздел Вносимые изменения
    I. Внеоборотные активы Не изменен IV. Капитал и резервы Уменьшен на сумму раздела III
    II. Оборотные активы Уменьшен на сумму доходов будущих периодов V. Долгосрочные пассивы Не изменен
    III. Убытки Удален VI. Краткосрочные пассивы Уменьшен на сумму доходов будущих периодов
    ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму доходов будущих периодов ВАЛЮТА БАЛАНСА Уменьшена на сумму доходов будущих периодов

    7. Суммы финансовых вложений в уставные капиталы других организаций[5] целесообразно в финансовой отчетности заменять суммами, определенными как соответствующей часть в собственном капитале инвестируемого предприятия, при условии, что они положительны. В противном случае, данный вид активов следует принять равным нулю.

    Определение сумм можно сделать следующими способами, например:

  • определить через рыночные котировки акций стоимость предприятия, уменьшить данную сумму на сумму пассивов, оставшуюся сумму умножить на долю вложения;
  • откорректировав ББ, как предлагается в данной статье, определить сумму собственного капитала и умножить на долю вложения или любым другим доступным способом.
  • Разницу между рассчитанными и вложенными суммами следует отнести на собственный капитал.

    Как можно заметить практически все предлогаемые изменения уменьшают валюту баланса, т.е. в настоящий момент она может быть существенно завышена, что искажает реальное финасовове положение российских предприятий. При этом пользователи внутри предприятия получают искаженную инфорамацию и, следовательно, могут принять ошибочное решение.

    В заключение хочется отметить, что, хотя предлагаемые изменения и приближают российскую бухгалтерскую отчетность к финансовой[6], они не являются всеобъемлющими. Также стоит оговориться, что данные коррективы могут по возможности вносить для себя пользователи отчетности, а не составители, так как форма публикуемой отчетности жестко закреплена российским законодательством и не подлежит произвольному изменению.


    [1] В зарубежной финансовой отчетности вместо раздела "IV. Капитал и резервы" фигурирует термин "собственный капитал" (используемый далее в статье), где отражается сумма средств, остающаяся в распоряжении владельца, после уплаты по всем счетам (т.е. после вычета пассивов из активов).

    [2] Российское законодательство устанавливает только минимальный размер уставного капитала, обеспечивающего защиту прав партнеров организации. Для ОАО он установлен в размере 1000 минимальных оплат труда, для ЗАО - 100. Однако в случае, если убытки организации (III раздел ББ) превышают капитал и резервы (IV раздел ББ), то очевидно, что в обеспечении прав партнеров средств не остается. Данное обстоятельство не нашло отражения в действующих нормативных документах.

    [3] V и VI разделы ББ.

    [4] Возражение, "что транзитные средства могут быть вовлечены в оборот" - не принимается, т.к. согласно действующему законодательству целевые дотации не могут быть использованы никуда, кроме как на цели, для которых они предназначены.

    [5] Договора о совместной деятельности, приобретение акций, вхождение в уставный капитал, как учредитель и др.

    [6] Имеется ввиду международной финансовой отчетности

    К началу

    О понятийном аппарате, используемом при исследовании инвестиционных процессов

    С течением времени, как и многие вещи, устаревает понятийный аппарат исследуемых процессов. Это происходит из-за того, что наука не стоит на месте, а постоянно развивается, появляются новые отрасли знаний, заменяя существовавшие или дополняя их. Так, венчурное управление ранее подходило под большинство определений понятия инвестирование, теперь же, это фактически отдельное направление в решении вопроса наиболее выгодного размещения капитала. Следовательно, с течением времени, должен изменяться и понятийный аппарат.

    Для начала необходимо ответить на вопрос, "что же такое инвестиционная деятельность"?

    Закон "Об инвестиционной деятельности" [1] дает такое определение данному термину - это "вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций". Также, названный документ раскрывает суть понятий инвестиции и инвестирование, однако, как будет показано ниже, такие определения уже нельзя считать удовлетворительными.

    Анализируя литературные источники можно сделать вывод, что к настоящему моменту не сложилось однозначного трактования понятий инвестиции и инвестировать. Наверное, основной причиной этого, следует считать наличие в мире множества различных экономических школ, а также государственных экономических строев.

    Исследуя суть понятий, необходимо определиться, что же изначально вкладывалось в термин инвестиция. Этимологически слово происходит от латинского investire - облачать, и изначально, в эпоху феодализма, инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом или епископа в управление церковными землями. Это давало возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

    Говоря о современном понимании сути терминов, следует отметить, что у различных авторов его основа совпадает, однако, как уже было сказано, существуют некоторые отличия. При этом, отличающиеся детали, в данном случае, имеют немаловажное значение.

    Наиболее интересные, с точки зрения данной публикации, определения следующих авторов и источников.

    Так Шарп У., Александер Г. и Бейли Дж. [3] раскрывает его так - "в наиболее широком смысле слово "инвестировать" означает: "расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем". Данное определение нельзя считать постулатом, так как существуют и безвозвратные инвестиции, например, в строительство памятника, и безденжные, что также следует считать инвестированием, но они под приведенное определение не подпадает. Иными словами под это определение подпадает только части коммерческих инвестиций. Также оно не учитывает возможность влияния инвестора на объект инвестиций.

    Валентин Машкин [4], несколько расширяет рамки понятия, по его мнению - это "долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие". Далее он еще более конкретизирует, понимая под инвестициями уже "вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект". Такое определение более полно охватывает рассматриваемый термин, указывая на возможность воздействия на объект инвестирования, термин деньги заменен термином капитал, однако в нем опущено то, что кроме управления инвестор рассчитывает на получение какого-то эффекта или отдачи, хотя бы косвенной, а также не совсем понятен акцент на долгосрочность вложения.

    Обращаясь к более официальным источникам можно привести еще несколько различных трактований рассматриваемых терминов.

    Российская банковская энциклопедия [5], определяет инвестиции как "долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом". Данное понимание термина, отсекают значительную группу инвестиционных проектов на краткосрочные и среднесрочные периоды. При этом, неоднозначно дается понимание, например такого вопроса как приобретение автомобиля с рассрочкой. Согласно приведенному определению это считается инвестициями, так как является вложением капитала, при чем долгосрочным. Однако такое вложение непринято считать инвестициями, потому что в результате фактически не получается прибавочного продукта, не создается что-то новое, не достигается никакого социального эффекта.

    Основной нормативный документ в данной области - Закон "Об инвестиционной деятельности" [1], устраняет некоторые из вышеназванных пробелов, говоря что, инвестициями являются "денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта". Но такое определение, так же как и определение Шарпа и соавторов, не оговаривает возможность и даже необходимость получения инвестором контроля над проектом, а также возможность вложения других видов капитала, например трудового.

    Конвенция "О защите прав инвестора" [2] привносит существенное дополнение в термин инвестиции, по сравнению с законом "Об инвестиционной деятельности", несколько ограничивая их, таким дополнением - "если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон". Данное определение, хоть и более конкретизирует рассматриваемый термин, но не устраняет большинство из ранее названных недостатков.

    Как следует из вышесказанного, все приведенные определения понятия "инвестиции" не лишены недостатков или недоработок. Но, их обобщение позволяет воссоздать схему вовлечения инвестиций в инвестиционный проект и их взаимосвязь с основными участниками. Такая схема, представленная на рисунке 1.

    Рисунок 1 - Схема финансовых потоков при инвестировании (величина и количество стрелок соответствует величине финансового потока, при этом каждая стрелка имеет продолжительность во времени)

    Проанализировав полученную схему, можно сделать следующие выводы:

    1) инвестиции - это вкладываемые активы или капитал
    2) инвестирование это процесс вложения инвестиций.
    3) инвестирование преследует целью получение эффекта и/или контроля
    4) эффект не может проявиться мгновенно, для этого нужно время
    5) выгода должна быть для одной или нескольких заинтересованных сторон, иначе проект может не пойти

    Суммировав вышесказанное, можно так определить термины инвестирование и инвестиции, инвестирование - вложение свободного капитала (инвестиций) в проект с целью получения инвестором контроля над ним и/или достижения определенного эффекта для одной или более сторон вовлеченных в инвестиционный процесс.

    Рассмотрим поподробнее терминологию, использованную в определении понятия ИНВЕСТИРОВАНИЕ:

    Инвестиционный процесс - процесс реализации инвестиционного проекта.

    Проект (инвестиционный проект) - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (Международными нормами) и утвержденными, в установленном порядке, стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Также под понятием проект может пониматься совокупность названного обоснования и вовлеченных сторон.

    Свободный капитал - капитал не учавствующий в процессе производства и находящийся в свободном распоряжении инвестора. Где капитал - это денежные и имущественные права, права на нематериальные активы и труд.

    Контроль - возможность непосредственного влияния на ход выполнения проекта и переопределения целей проекта, или опосредованного - через инвестируемые активы. Определенная степень контроля возникает при любой форме инвестирования, при этом под контроль, посредством проекта, подпадает сам реципиент, фактически сразу после подписания договора.

    Стороны (участники) инвестиционного процесса. Каждый проект имеет шесть основных вовлеченных сторон:

  • инициатор - идея проекта;
  • инвестор - финансирование проекта;
  • реципиент - освоение инвестиций, осуществление проекта;
  • государство - контроль законности проекта;
  • рабочие (исполнители) - непосредственное осуществление этапов проекта;
  • потребители - удовлетворение потребности.

    Во многих случаях некоторые из сторон совмещаются, например инициатор и реципиент, инвестор и государство, рабочие и потребители, что следует сичтать положительным моментом, так как устраняются некоторые связи, разрыв которых мог повлиять на возможность завершения проекта.

    Эффект - это основной "двигатель" инвестиционной деятельности. Процесс инвестирования осуществляется только тогда, когда хотя бы для одной из сторон, вовлеченных в проект, это выгодно. В большинстве случаев проект выгоден нескольким сторонам, при чем, выгода может быть как прямая, так и косвенная. Таким образом, фразу "достижения определенного эффекта для одной или более сторон инвестиционного процесса" следует понимать так, - эффект может быть получен любой из шести сторон вовлеченных в проект, или любыми несколькими, и не обязательно инвестором.

    Эффект, получаемый от проекта каждым участником, различен (см. рисунок 2), так для:

  • инициатора, он определяется целями проекта (материальные, моральные, экономические, политические, социальные, экологические и др.)
  • инвестора - прибылью, прямой или косвенной;
  • реципиента - выгодой в соответствии с уставом предприятия (прямой - прибыль, достижение положительного эффекта в какой-то области; косвенный - наращивание выпуска продукции, увеличение занятости работников, улучшение экономического положения, увеличение загрузки оборудования), т.е. получение ресурсов, необходимых для выживания или развития;
  • государства - снижением социальной напряженности, стабилизацией политической ситуации, повышением уровня занятости населения, наполняемости бюджета и т.п.;
  • рабочих - получение стабильного заработка;
  • потребителей - получением продукта, необходимого для удовлетворения потребности.

    В соответствии с эфектом определяются цели каждого из участников, а также средства, которые они предполагают направить для достижения своих целей. Как цели, так и средства существенно зависят от внешнего окружения, относительно к инвестиционному проекту это будет инвестиционная среда. Укрупненная схема их взаимодействия приведена на рисунке 2.

    Рисунок 2 - Схема взаимодействия сторон, вовлеченных в проект.

    На представленной схеме государство отделено от остальных участников проекта, т.к. законодательные акты, показанные на выходе, воздействуют на всех остальных участников, также как и налоги, показанные на входе, поступают от каждого из участников. Помимо этого, выполнение проекта приносит дополнительные выгоды, которые более подробно оговорены ниже.

    В заключение необходимо отметить, что предлагаемое определение терминов инвестирование и инвестиции, это мнение автора по данному вопросу на современном этапе развития экономики. В дальнейшем оно может быть трасформировано под условия экономической реальности.

    Список литературы

    1. Закон РФ от 26.06.91 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (ред. от 25.02.99).

    2. Конвенция "О защите прав инвестора" (заключена в г. Москве 28.03.97)

    3. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции/ Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997. - XII, 1024 с.

    4. Машкин В. Сущность инвестиционного процесса. "ЭиЖ-Сибирь" N5 (95), март, 1999 год.

    5. Российская банковская энциклопедия. Редколлегия: О. И. Лаврушин (гл. ред.) и др. - М.: Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995.

    К началу

    О проблеме согласования интересов участников инвестиционного процесса

    constr6.gif (8256 bytes)

    К началу

    К вопросу о решении проблемы согласования интересов участников инвестиционного процесса

    constr6.gif (8256 bytes)

    К началу

    На сём разрешите откланяться. Пока больше нету.

    footer.gif (1170 bytes)